живи как живется и будь что будет
С давних пор здания для «скорбных духом» манят к себе своей атмосферностью и зловещностью… По большому счету, больница — не совсем приятное место. Стоит ли говорить о психиатрических учреждениях, при виде которых человек чувствует ужас, страх и шок? В любом случае, существуют определенные причины, по которым многие триллеры, основанные на реальных событиях, снимают именно в домах для сумасшедших. Подобные здания можно отыскать по всему миру, и многие из них действительно кошмарные и имеют свою историю. Представляем вашему вниманию некоторые из них.
читать дальшеБедлам, Лондон
Бедлам (от англ. «Bethlehem» — Вифлеем) — Вифлеемская королевская больница для сумасшедших, расположенная в Лондоне. Это место признано первым, старейшим учреждением Европы, специализирующимся на лечении психических заболеваний.
Больница была заложена в 1247 году монахами ордена Вифлеемской звезды. Первоначально это был монастырь, при котором существовал госпиталь святой Марии Вифлеемской. В 1337 году монастырь полностью преобразовали в лечебное учреждение и примерно через 20 лет после этого в него начали помещать душевнобольных пациентов, количество которых до 1403 года составляло 9 человек.
В 1547 году лондонская Вифлеемская королевская больница была отдана городу королем Генрихом VIII исключительно для содержания в ней умалишенных и «блаженных». В этом приюте пациентов приковывали к стенам цепями, держали в одиночных камерах, куда почти не проникал солнечный свет, подвергали избиениям. Душевнобольные так кричали, что их вопли были слышны всей округе. Фактически эта больница превратилась в популярный туристический аттракцион: посетители с удовольствием платили за то, чтобы посмотреть на завывающих и что-то невнятно бормочущих обитателей приюта. Название этой больницы, которое местные жители произносили как «Бедлам», стало означать хаотический шум и полную неразбериху.
Слово «бедлам» внушало ужас жителям Лондона. Всем было прекрасно известно, что опасных пациентов там приковывали цепями к полу или стенам, практически ни у одного больного не было кровати, и мало кому из обитателей удавалось выйти оттуда на свободу — некоторые из них жили в больнице десятилетиями.
Сейчас этого сумасшедшего дома уже нет, но больница под названием Вифлеемский королевский госпиталь до сих пор существует на юго-востоке Лондона в Бромли.
Сальпетриер, Париж
Французская старинная больница «Сальпетриер» свое название унаследовала от пороховой фабрики, на месте которой она была выстроена (фр. «salpetriere» — склад селитры).
Датой возникновения Сальпетриер является 28 мая 1612 года, когда король Людовик XIII, которому едва исполнилось 11 лет, подписал жалованные грамоты о необходимости изолировать из жизни города 30000 парижских нищих, бродяг и попрошаек. Это решение было принято под влиянием королевы-матери Марии Медичи, которая в первую очередь стремилась ликвидировать в Париже так называемые «Дворы чудес» — места, заселенные бродягами и профессиональными нищими, которые днем притворялись убогими, а ночью, возвращаясь в места своего проживания, чудесным образом исцелялись. Для создания такого места был выбран пустырь, расположенный напротив будущего Королевского сада. Однако планам королевы-матери и малолетнего Людовика помешали сначала Тридцатилетняя война, а затем череда народных волнений, в результате которых число нищих на улицах Парижа выросло до 40000 человек.
Вторым этапом создания больницы Сальпетриер стал 1653 год, когда племянница кардинала Решелье герцогиня д’Эгийон совместно с Венсаном де Полем добилась от Анны Австрийской дарственной на подворье Сальпетриер, к тому времени совсем заброшенное. Однако тогдашний парижский парламент был сторонником репрессивных мер в отношении нищих, и строительство больницы закончилось, фактически еще не начавшись.
Только 27 апреля 1656 года под влиянием Анны Австрийской, кардинала Мазарини и Братства Святого Причастия юный Людовик XIV подписал королевский эдикт в котором говорилось: «Мы хотим и повелеваем, чтобы нищие бедняки, здоровые или больные обоего пола были заключены в больницу и использовались бы на мануфактурах, а также других работах по усмотрению властей».
С 1796 года Сальпетриер стала принимать в свои стены душевнобольных. Здесь работал знаменитый парижский психиатр и невропатолог Шарко, к которому приезжал учиться не менее известный Зигмунд Фрейд. Затем в больнице возник один из лучших центров нейрохирургии. Не случайно именно в эту больницу после аварии под мостом Альма 31 августа 1997 года привезли умирающую принцессу Диану.
«Башня дураков», Вена
Венская «Башня дураков» (Narrenturm) — знаменитое учреждение, спроектированное специально для содержания душевнобольных. Это пятиэтажное здание было построено в 1784 году архитектором Исидором Каневале и состояло из 139 отсеков — «каменных мешков», в которых находилось от 200 до 250 пациентов. Идея построить заведение подобного рода пришла Иосифу II во время его путешествия по Франции. Именно там император увидел, что для душевнобольных строят специальные здания. В психиатрическую больницу Вены стали привозить пациентов со всей станы. Среди методов терапии, которые широко использовались в «Башне» для лечения психозов, можно выделить целый ряд механических приспособлений, порой представлявших собой настоящие пытки: смирительный стул, смирительная кровать, вращательная машина, «мешок». В качестве способов лечения применялись также жгучие втирания, прижигание каленым железом, «тошнотная терапия», специальные водолечебные приемы (внезапное погружение в холодную воду, ледяной душ).
Третье название — «Торт императора Иосифа» — больница получила из-за своего внешнего вида. В настоящее время здание Narrenturm преобразовано в Федеральный патологоанатомический музей.
Психиатрическая больница «Кащенко», Москва
Самой известной психиатрической клиникой, расположенной в нашей столице, является Московская психиатрическая больница №1 имени Н.А. Алексеева (она же «Кащенко» или «Канатчикова дача»).
История лечебного учреждения началась в конце XIX века, когда городской голова Николай Александрович Алексеев решил превратить Москву из большой деревни в современный европейский город. Новая психиатрическая больница была одним из любимых начинаний московского градоначальника. На ее строительство он пожертвовал 300000 рублей из собственных средств, остальные собирал по богатым людям города. Существует легенда, что один из купцов (предположительно, Ермаков) заявил Алексееву: «Поклонись при всех в ноги — дам миллион (по другим источникам — 300000) на больницу». Московский голова так и сделал — и получил деньги.
Стройку затеяли с размахом, но ее окончания Николай Александрович не дождался. Горькая ирония судьбы, но именно душевнобольной застрелил Алексеева 9 марта 1893 года в его думском кабинете. В память о создателе в 1994 году была выстроена часовня, внутри которой хранится посмертная маска Алексеева. Тогда же знаменитой клинике вернули и его имя (с 1922 по 1994 годы учреждение называлась больницей имени П.П. Кащенко в честь главного врача, работавшего в ней на протяжении четырех лет).
Изначально новое лечебное учреждение хотели построить в районе Сокольников — неподалеку от другой психиатрической лечебницы, которую в народе прозвали «Матросской тишиной». Но градоначальник Алексеев предложил городскую психиатрическую службу децентрализовать, а местом строительства выбрал Загородное шоссе, бывшие владения купца Канатчикова. Отсюда пошло и еще одно неофициальное название больницы — Канатчикова дача, ушедшее в народ благодаря песне Владимира Высоцкого.
Психиатрическая клиническая больница №1 имени Н.А. Алексеева — единственное лечебное учреждение, которое было построено без копейки государственных средств, на пожертвования частных лиц. В больнице до сих пор поддерживают тесные связи с потомками меценатов, пожертвовавших в 1894 году на ее строительство в общей сложности 1500000 рублей.
Уникальна «Канатчикова дача» не только своей историей, но и традициями. В разные годы здесь работали такие выдающиеся деятели русской и мировой психиатрии как С.С. Корсаков, В.Р. Буцке, В.А. Гиляровский, Г.Е. Сухарева и многие другие. В больнице никогда не было смирительных рубашек, изоляторов, хотя такие методы стеснения душевнобольных тогда практиковались повсеместно. Здешние пациенты играли в бильярд, занимались творчеством, выращивали цветы в больничной оранжерее, ловили рыбу в соседнем пруду, катались на коньках. Многих отпускали в домашние лечебные отпуска. А в меню блюд, которыми потчевали здешних пациентов, встречались даже трюфели. Но, пожалуй, больше всего больница была знаменита своей реабилитационной составляющей, основой которой были лечебно-трудовые мастерские. Многим из этих традиций в знаменитой больнице следуют и до сих пор.
«Убежище Лиер», Бускеруд
В 1921 году губернии Бускеруд и Вестфольд объединились, чтобы совместно построить общую психиатрическую клинику в коммуне Лиер. Права на постройку были получены в том же году. В течение следующих пяти лет были возведены шесть корпусов больницы, которые вмещали 552 пациента. Кроме того, были построены два здания для администрации и прачечной, а также сторожевая и часовня. В 1926 году клиника, получившая название «Убежище Лиер», была официально открыта и начала принимать пациентов.
В 1940 году больница изменила свое название. В общей сложности к середине ХХ века в психиатрической клинике Лиер насчитывалось около 600 госпитализированных пациентов, все с психическими расстройствами, различавшимися по степени тяжести: легкие, тяжелые и хронические. Для лечения душевнобольных стали применять электросудорожную терапию, ставить эксперименты с ЛСД, проводить операции по лоботомии. Всего этой ужасной, часто калечащей «процедуре» в Норвегии было подвергнуто по официальным данным 2500 человек, включая совсем маленьких детей.
В 1985 году 4 здания госпиталя были закрыты: двери заперты, окна заколочены, но документы, инвалидные коляски, кровати, другая мебель и оборудование стояли на своих местах. Остальные 8 корпусов клиники функционируют и по сей день. Сегодня больница рассчитана на 81 место.
Источник: Дилетант
читать дальшеБедлам, Лондон
Бедлам (от англ. «Bethlehem» — Вифлеем) — Вифлеемская королевская больница для сумасшедших, расположенная в Лондоне. Это место признано первым, старейшим учреждением Европы, специализирующимся на лечении психических заболеваний.
Больница была заложена в 1247 году монахами ордена Вифлеемской звезды. Первоначально это был монастырь, при котором существовал госпиталь святой Марии Вифлеемской. В 1337 году монастырь полностью преобразовали в лечебное учреждение и примерно через 20 лет после этого в него начали помещать душевнобольных пациентов, количество которых до 1403 года составляло 9 человек.
В 1547 году лондонская Вифлеемская королевская больница была отдана городу королем Генрихом VIII исключительно для содержания в ней умалишенных и «блаженных». В этом приюте пациентов приковывали к стенам цепями, держали в одиночных камерах, куда почти не проникал солнечный свет, подвергали избиениям. Душевнобольные так кричали, что их вопли были слышны всей округе. Фактически эта больница превратилась в популярный туристический аттракцион: посетители с удовольствием платили за то, чтобы посмотреть на завывающих и что-то невнятно бормочущих обитателей приюта. Название этой больницы, которое местные жители произносили как «Бедлам», стало означать хаотический шум и полную неразбериху.
Слово «бедлам» внушало ужас жителям Лондона. Всем было прекрасно известно, что опасных пациентов там приковывали цепями к полу или стенам, практически ни у одного больного не было кровати, и мало кому из обитателей удавалось выйти оттуда на свободу — некоторые из них жили в больнице десятилетиями.
Сейчас этого сумасшедшего дома уже нет, но больница под названием Вифлеемский королевский госпиталь до сих пор существует на юго-востоке Лондона в Бромли.
Сальпетриер, Париж
Французская старинная больница «Сальпетриер» свое название унаследовала от пороховой фабрики, на месте которой она была выстроена (фр. «salpetriere» — склад селитры).
Датой возникновения Сальпетриер является 28 мая 1612 года, когда король Людовик XIII, которому едва исполнилось 11 лет, подписал жалованные грамоты о необходимости изолировать из жизни города 30000 парижских нищих, бродяг и попрошаек. Это решение было принято под влиянием королевы-матери Марии Медичи, которая в первую очередь стремилась ликвидировать в Париже так называемые «Дворы чудес» — места, заселенные бродягами и профессиональными нищими, которые днем притворялись убогими, а ночью, возвращаясь в места своего проживания, чудесным образом исцелялись. Для создания такого места был выбран пустырь, расположенный напротив будущего Королевского сада. Однако планам королевы-матери и малолетнего Людовика помешали сначала Тридцатилетняя война, а затем череда народных волнений, в результате которых число нищих на улицах Парижа выросло до 40000 человек.
Вторым этапом создания больницы Сальпетриер стал 1653 год, когда племянница кардинала Решелье герцогиня д’Эгийон совместно с Венсаном де Полем добилась от Анны Австрийской дарственной на подворье Сальпетриер, к тому времени совсем заброшенное. Однако тогдашний парижский парламент был сторонником репрессивных мер в отношении нищих, и строительство больницы закончилось, фактически еще не начавшись.
Только 27 апреля 1656 года под влиянием Анны Австрийской, кардинала Мазарини и Братства Святого Причастия юный Людовик XIV подписал королевский эдикт в котором говорилось: «Мы хотим и повелеваем, чтобы нищие бедняки, здоровые или больные обоего пола были заключены в больницу и использовались бы на мануфактурах, а также других работах по усмотрению властей».
С 1796 года Сальпетриер стала принимать в свои стены душевнобольных. Здесь работал знаменитый парижский психиатр и невропатолог Шарко, к которому приезжал учиться не менее известный Зигмунд Фрейд. Затем в больнице возник один из лучших центров нейрохирургии. Не случайно именно в эту больницу после аварии под мостом Альма 31 августа 1997 года привезли умирающую принцессу Диану.
«Башня дураков», Вена
Венская «Башня дураков» (Narrenturm) — знаменитое учреждение, спроектированное специально для содержания душевнобольных. Это пятиэтажное здание было построено в 1784 году архитектором Исидором Каневале и состояло из 139 отсеков — «каменных мешков», в которых находилось от 200 до 250 пациентов. Идея построить заведение подобного рода пришла Иосифу II во время его путешествия по Франции. Именно там император увидел, что для душевнобольных строят специальные здания. В психиатрическую больницу Вены стали привозить пациентов со всей станы. Среди методов терапии, которые широко использовались в «Башне» для лечения психозов, можно выделить целый ряд механических приспособлений, порой представлявших собой настоящие пытки: смирительный стул, смирительная кровать, вращательная машина, «мешок». В качестве способов лечения применялись также жгучие втирания, прижигание каленым железом, «тошнотная терапия», специальные водолечебные приемы (внезапное погружение в холодную воду, ледяной душ).
Третье название — «Торт императора Иосифа» — больница получила из-за своего внешнего вида. В настоящее время здание Narrenturm преобразовано в Федеральный патологоанатомический музей.
Психиатрическая больница «Кащенко», Москва
Самой известной психиатрической клиникой, расположенной в нашей столице, является Московская психиатрическая больница №1 имени Н.А. Алексеева (она же «Кащенко» или «Канатчикова дача»).
История лечебного учреждения началась в конце XIX века, когда городской голова Николай Александрович Алексеев решил превратить Москву из большой деревни в современный европейский город. Новая психиатрическая больница была одним из любимых начинаний московского градоначальника. На ее строительство он пожертвовал 300000 рублей из собственных средств, остальные собирал по богатым людям города. Существует легенда, что один из купцов (предположительно, Ермаков) заявил Алексееву: «Поклонись при всех в ноги — дам миллион (по другим источникам — 300000) на больницу». Московский голова так и сделал — и получил деньги.
Стройку затеяли с размахом, но ее окончания Николай Александрович не дождался. Горькая ирония судьбы, но именно душевнобольной застрелил Алексеева 9 марта 1893 года в его думском кабинете. В память о создателе в 1994 году была выстроена часовня, внутри которой хранится посмертная маска Алексеева. Тогда же знаменитой клинике вернули и его имя (с 1922 по 1994 годы учреждение называлась больницей имени П.П. Кащенко в честь главного врача, работавшего в ней на протяжении четырех лет).
Изначально новое лечебное учреждение хотели построить в районе Сокольников — неподалеку от другой психиатрической лечебницы, которую в народе прозвали «Матросской тишиной». Но градоначальник Алексеев предложил городскую психиатрическую службу децентрализовать, а местом строительства выбрал Загородное шоссе, бывшие владения купца Канатчикова. Отсюда пошло и еще одно неофициальное название больницы — Канатчикова дача, ушедшее в народ благодаря песне Владимира Высоцкого.
Психиатрическая клиническая больница №1 имени Н.А. Алексеева — единственное лечебное учреждение, которое было построено без копейки государственных средств, на пожертвования частных лиц. В больнице до сих пор поддерживают тесные связи с потомками меценатов, пожертвовавших в 1894 году на ее строительство в общей сложности 1500000 рублей.
Уникальна «Канатчикова дача» не только своей историей, но и традициями. В разные годы здесь работали такие выдающиеся деятели русской и мировой психиатрии как С.С. Корсаков, В.Р. Буцке, В.А. Гиляровский, Г.Е. Сухарева и многие другие. В больнице никогда не было смирительных рубашек, изоляторов, хотя такие методы стеснения душевнобольных тогда практиковались повсеместно. Здешние пациенты играли в бильярд, занимались творчеством, выращивали цветы в больничной оранжерее, ловили рыбу в соседнем пруду, катались на коньках. Многих отпускали в домашние лечебные отпуска. А в меню блюд, которыми потчевали здешних пациентов, встречались даже трюфели. Но, пожалуй, больше всего больница была знаменита своей реабилитационной составляющей, основой которой были лечебно-трудовые мастерские. Многим из этих традиций в знаменитой больнице следуют и до сих пор.
«Убежище Лиер», Бускеруд
В 1921 году губернии Бускеруд и Вестфольд объединились, чтобы совместно построить общую психиатрическую клинику в коммуне Лиер. Права на постройку были получены в том же году. В течение следующих пяти лет были возведены шесть корпусов больницы, которые вмещали 552 пациента. Кроме того, были построены два здания для администрации и прачечной, а также сторожевая и часовня. В 1926 году клиника, получившая название «Убежище Лиер», была официально открыта и начала принимать пациентов.
В 1940 году больница изменила свое название. В общей сложности к середине ХХ века в психиатрической клинике Лиер насчитывалось около 600 госпитализированных пациентов, все с психическими расстройствами, различавшимися по степени тяжести: легкие, тяжелые и хронические. Для лечения душевнобольных стали применять электросудорожную терапию, ставить эксперименты с ЛСД, проводить операции по лоботомии. Всего этой ужасной, часто калечащей «процедуре» в Норвегии было подвергнуто по официальным данным 2500 человек, включая совсем маленьких детей.
В 1985 году 4 здания госпиталя были закрыты: двери заперты, окна заколочены, но документы, инвалидные коляски, кровати, другая мебель и оборудование стояли на своих местах. Остальные 8 корпусов клиники функционируют и по сей день. Сегодня больница рассчитана на 81 место.
Источник: Дилетант
@темы: история, медицина, больницы, психиатрия